В последнее время термин «метавселенная» вошел в лексикон миллионов людей – как ценителей высоких технологий, так и среднестатистических пользователей интернета. Однако, несмотря на популярность этого термина, многие люди не совсем понимают, в чем суть метавселенной и что собой представляет мир метавселенной. А ведь тема действительно увлекательная! Настолько, что мы решили подготовить большой цикл статей, посвященный тематике метавселенных. Но перед тем как приступить к обзору всевозможных интересных моментов, мы хотим раскрыть саму суть понятия метавселенной. Именно этому вопросу и будет посвящен наш сегодняшний материал.   Содержание   Что такое метавселенная простыми словами? История появления и развития понятия «метавселенная» Какие компании работают над созданием метавселенных?   Что такое метавселенная простыми словами?   На сегодняшний день термин «метавселенная» имеет несколько трактовок, причем представители крупных корпораций зачастую дают этому термину совершенно разные определения. Поэтому далее в статье мы будем отталкиваться от самых распространенных и точных (по нашему мнению) трактовок понятия «метавселенная». Тем более что в последние месяцы серьезных противоречий в этом плане в интернете уже нет. Итак, что же такое метавселенная?   Метавселенная – это общедоступное виртуальное пространство, в пределах которого люди могут взаимодействовать между собой и со всевозможными цифровыми объектами с помощью заранее созданных аватаров. Такое взаимодействие становится возможным благодаря использованию технологий виртуальной и дополненной реальности, а также применению специального VR и AR оборудования (например, гарнитур виртуальной и дополненной реальности).   Другими словами, погружаясь в метавселенную, человек получает прямое управление над своим аватаром, после чего может выполнять все возможные (а иногда и невозможные) действия в предварительно созданной цифровой реальности. В перспективе использование метавселенной позволит людям моментально организовывать встречи с близкими людьми, посещать любые места планеты (как выдуманные, так и реально существующие) и даже создавать персональные локации, обустраиваемые на основе личных предпочтений пользователей.   В метавселенной можно будет вести любую деятельность (от выполнения офисной работы до посещения концертов любимых музыкальных исполнителей). Перемещение между различными объектами во многих случаях будет осуществляться моментально, что позволит экономить массу времени и эффективно совмещать множество занятий.   В метавселенную можно будет переносить реальные объекты (оцифровывать их). А недостающие вещи (например, одежду или мебель) всегда можно будет приобрести или получить в подарок от разработчиков соответствующего цифрового контента. Погружение в метавселенную позволит с минимальными затратами (или вовсе бесплатно) организовать полноценный отдых или получить доступ к особым возможностям.   Перспективы использования метавселенной действительно впечатляют. И хотя многие решения существуют еще только в виде теории, научные отделы крупных компаний активно работают над их реализацией. Удивительно, но часть упомянутых возможностей доступна уже сейчас (в рамках локальных метавселенных), а все остальное планируется организовать в течение 10-15 лет.   Над созданием локальных метавселенных уже сейчас трудятся сотни тысяч специалистов. На совершенствование технологий выделяются десятки миллиардов долларов. Владельцы крупных компаний и главы научных отделов смотрятся в будущее с оптимизмом. Значит, ли это, что через 15 лет доступ к метавселенным будет у большинства людей? Наверняка. Тем более что «тестовый доступ» к части уже реализованных функций метавселенных у многих людей есть прямо сейчас. И с каждым годом (а иногда и месяцем) возможностей у пользователей локальных метавселенных становится все больше.   История появления и развития понятия «метавселенная»   В дальнейшем мы подготовим отдельную статью о появлении термина «метавселенная» и его упоминаниях в массовой культуре. Но пока этого не произошло, представим вам краткие сведения о первых упоминаниях метавселенной и о самых важных действиях, направленных на воплощение задумки в реальность.   Впервые термин «метавселенная» был использован в романе «Лавина» (год публикации – 1992) авторства известного фантаста Нила Стивенсона. В этом романе метавселенная была представлена в виде трехмерной виртуальной реальности, населенной аватарами (цифровыми образами) реальных людей. Именно виртуальная метавселенная, описанная в этой книге, стала прообразом для создания виртуальных миров в других книгах, фильмах и играх. К примеру, по имеющимся данным, идея использовалась при создании сценария «Матрицы» и даже при воплощении первого относительно удачного проекта в виртуальной реальности «Second Life». Она же стала основой, используемой для формирования характеристик и принципов существования метавселенных в современном их представлении.   Интересно, что первая созданная метавселенная (речь о том же проекте «Second Life») была доступна только пользователям ПК. К тому же она имела не самую реалистичную графику, что на популярности проекта сказалось не лучшим образом. И хотя задумка создателей «Second Life» была отличной (да и реализация была на достойном уровне), популярность метавселенной со временем стала снижаться (почему так случилось – расскажем в соответствующей статье). То же самое относится к менее известным аналогичным проектам.   И, пожалуй, на этом попытки создания аналогичных миров (и развития темы метавселенной) бы закончились, если бы не решения некоторых крупных компаний вывести реализацию концепции метавселенной (в то время термин использовался нечасто, в основном говорили о виртуальной, дополненной и альтернативной реальности) на новый уровень. Практически одновременно несколько компаний начали разработку очков, шлемов и прочих специализированных устройств, обеспечивающих доступ к виртуальной и дополненной реальности. Известными примерами таких разработок можно считать Google Glass и Oculus Rift (в качестве примера приведены лишь первые разработки в этом направлении, сейчас эти же устройства представлены в усовершенствованном виде). Разумеется, подобную продукцию выпускали и раньше (в том числе еще в 20 веке), но тогда она служила для менее глобальных целей, отношения к виртуальной реальности не имевших (например, первые модели таких очков предназначались для создания иллюзии 3D графики в первых 2D играх).   Более современные устройства создавались уже конкретно с целью переноса (проецирования) виртуальных образов в реальность или, наоборот, для полноценного погружения пользователей в небольшие виртуальные локации определенного назначения. Именно этот этап развития позволил говорить не просто о создании аватаров в компьютерных играх и социальных сетях, а о частичном совмещении реального и виртуальных миров (пусть и в ограниченных масштабах).   По мере развития этих технологий и популяризации технологии блокчейн (о связи блокчейн и метавселенной мы расскажем в отдельной статье) ведущие инженеры и программисты получили необходимые инструменты для создания метавселенных в современном их понимании. По мнению многих энтузиастов, идеальные метавселенные (те, которые разрабатываются сейчас) должны объединить физический и виртуальные миры на совершенно новом уровне – сделать возможность переноса любых объектов в виртуальность, создать двустороннюю экономику, а главное, обеспечить децентрализацию управления.   Естественно, в первое время о децентрализации управления речи не пойдет, так как самые первые метавселенные будут контролироваться (тайно или явно) создавшими их организациями. Однако со временем, возможно, будет разработана концепция общей метавселенной, доступной каждому человеку и не контролируемой конкретными людьми или организациями. Когда это произойдет и произойдет ли вообще – неизвестно. Но задумка присутствует, а значит, и попытки ее воплощения обязательно будут. Также популярна (и более реалистична) точка зрения о создании большого количества локальных метавселенных и их объединения специальными «мостами» (планируется быстрый переход между локациями с переносом любых цифровых объектов), но над полноценной реализацией такой технологии наверняка придется поработать немало времени. Хотя главное то, что присутствует четкая цель. А уж способы ее достижения наверняка найдутся.   Какие компании работают над созданием метавселенных?   В настоящий момент над созданием отдельных метавселенных работают множество организаций – как известных, так и не очень. Самым известными представителями этого сообщества считаются компании Meta (Facebook), Epic Games и Microsoft. Большинство экспертов считают, что именно эти организации представят первые полноценные метавселенные, причем такое мнение имеет логическое обоснование. Во-первых, представленные компании давно занимаются разработкой вспомогательных решений для обеспечения полноценного функционирования метавселенных (причем некоторые отдельно взятые функции, которые впоследствии станут частью функционала метавселенных, уже доступны для тестирования). Во-вторых, они имеют достаточные финансовые возможности для спонсирования соответствующих проектов, а также репутацию организаций, умеющих воплощать имеющиеся задумки в наилучшем виде. Потому ожидания пользователей интернета в отношении метавселенных, прежде всего, связаны с этими компаниями. Кстати, в будущем мы планируем подготовить отдельные материалы по метавселенным этих брендов, где опишем особенности подхода и уже имеющиеся разработки представленных организаций.   Само собой, со временем к числу вышеупомянутых гигантов присоединятся и другие известные организации. Руководители корпораций понимают, что метавселенные – это не просто улучшение существующих способов коммуникаций, но и значительный шаг в сферах развития социализации населения и продвижения всевозможных продуктов (физических и цифровых). Безучастным (из списка крупных игроков, так или иначе заинтересованных в развитии этого направления) не останется никто. Поэтому присоединение других компаний к числу создателей метавселенных является лишь вопросом времени.   Также уже существуют отдельные платформы виртуальной реальности, предлагающие частичную реализацию некоторых популярных идей. Среди них такие проекты как Sandbox, Decentraland, Bloktopia. В этих проектах реализовано довольно много возможностей в плане взаимодействия пользователей, а также присутствует продуманная экономика. По сути, такие платформы можно считать прототипами метавселенных, а потому этим проектам мы посвятим отдельный материал, в рамках которого рассмотрим особенности их функционала и предоставляемые пользователям возможности.   На этом мы завершаем вступительную статью по тематике метавселенных, но в будущем вас ждет еще немало познавательных материалов – по истории, принципам функционирования, экономике и развитию метавселенных. Потому заходите в наш блог. Интересные тематические статьи (как минимум одну в неделю) мы вам обеспечим!  

Что такое метавселенная: суть понятия и перспективы использования метавселенных

[Дмитрий Мурай]
Что такое метавселенная: суть понятия и перспективы использования метавселенных

В последнее время термин «метавселенная» вошел в лексикон миллионов людей – как ценителей высоких технологий, так и среднестатистических пользователей интернета. Однако, несмотря на популярность этого термина, многие люди не совсем понимают, в чем суть метавселенной и что собой представляет мир метавселенной. А ведь тема действительно увлекательная! Настолько, что мы решили подготовить большой цикл статей, посвященный тематике метавселенных. Но перед тем как приступить к обзору всевозможных интересных моментов, мы хотим раскрыть саму суть понятия метавселенной. Именно этому вопросу и будет посвящен наш сегодняшний материал.

 

Содержание

 

  1. Что такое метавселенная простыми словами?
  2. История появления и развития понятия «метавселенная»
  3. Какие компании работают над созданием метавселенных?

 

Что такое метавселенная простыми словами?

 

На сегодняшний день термин «метавселенная» имеет несколько трактовок, причем представители крупных корпораций зачастую дают этому термину совершенно разные определения. Поэтому далее в статье мы будем отталкиваться от самых распространенных и точных (по нашему мнению) трактовок понятия «метавселенная». Тем более что в последние месяцы серьезных противоречий в этом плане в интернете уже нет. Итак, что же такое метавселенная?

 

Метавселенная – это общедоступное виртуальное пространство, в пределах которого люди могут взаимодействовать между собой и со всевозможными цифровыми объектами с помощью заранее созданных аватаров. Такое взаимодействие становится возможным благодаря использованию технологий виртуальной и дополненной реальности, а также применению специального VR и AR оборудования (например, гарнитур виртуальной и дополненной реальности).

 

Другими словами, погружаясь в метавселенную, человек получает прямое управление над своим аватаром, после чего может выполнять все возможные (а иногда и невозможные) действия в предварительно созданной цифровой реальности. В перспективе использование метавселенной позволит людям моментально организовывать встречи с близкими людьми, посещать любые места планеты (как выдуманные, так и реально существующие) и даже создавать персональные локации, обустраиваемые на основе личных предпочтений пользователей.

 

В метавселенной можно будет вести любую деятельность (от выполнения офисной работы до посещения концертов любимых музыкальных исполнителей). Перемещение между различными объектами во многих случаях будет осуществляться моментально, что позволит экономить массу времени и эффективно совмещать множество занятий.

 

В метавселенную можно будет переносить реальные объекты (оцифровывать их). А недостающие вещи (например, одежду или мебель) всегда можно будет приобрести или получить в подарок от разработчиков соответствующего цифрового контента. Погружение в метавселенную позволит с минимальными затратами (или вовсе бесплатно) организовать полноценный отдых или получить доступ к особым возможностям.

 

Перспективы использования метавселенной действительно впечатляют. И хотя многие решения существуют еще только в виде теории, научные отделы крупных компаний активно работают над их реализацией. Удивительно, но часть упомянутых возможностей доступна уже сейчас (в рамках локальных метавселенных), а все остальное планируется организовать в течение 10-15 лет.

 

Над созданием локальных метавселенных уже сейчас трудятся сотни тысяч специалистов. На совершенствование технологий выделяются десятки миллиардов долларов. Владельцы крупных компаний и главы научных отделов смотрятся в будущее с оптимизмом. Значит, ли это, что через 15 лет доступ к метавселенным будет у большинства людей? Наверняка. Тем более что «тестовый доступ» к части уже реализованных функций метавселенных у многих людей есть прямо сейчас. И с каждым годом (а иногда и месяцем) возможностей у пользователей локальных метавселенных становится все больше.

 

Что такое метавселенная

История появления и развития понятия «метавселенная»

 

В дальнейшем мы подготовим отдельную статью о появлении термина «метавселенная» и его упоминаниях в массовой культуре. Но пока этого не произошло, представим вам краткие сведения о первых упоминаниях метавселенной и о самых важных действиях, направленных на воплощение задумки в реальность.

 

Впервые термин «метавселенная» был использован в романе «Лавина» (год публикации – 1992) авторства известного фантаста Нила Стивенсона. В этом романе метавселенная была представлена в виде трехмерной виртуальной реальности, населенной аватарами (цифровыми образами) реальных людей. Именно виртуальная метавселенная, описанная в этой книге, стала прообразом для создания виртуальных миров в других книгах, фильмах и играх. К примеру, по имеющимся данным, идея использовалась при создании сценария «Матрицы» и даже при воплощении первого относительно удачного проекта в виртуальной реальности «Second Life». Она же стала основой, используемой для формирования характеристик и принципов существования метавселенных в современном их представлении.

 

Интересно, что первая созданная метавселенная (речь о том же проекте «Second Life») была доступна только пользователям ПК. К тому же она имела не самую реалистичную графику, что на популярности проекта сказалось не лучшим образом. И хотя задумка создателей «Second Life» была отличной (да и реализация была на достойном уровне), популярность метавселенной со временем стала снижаться (почему так случилось – расскажем в соответствующей статье). То же самое относится к менее известным аналогичным проектам.

 

И, пожалуй, на этом попытки создания аналогичных миров (и развития темы метавселенной) бы закончились, если бы не решения некоторых крупных компаний вывести реализацию концепции метавселенной (в то время термин использовался нечасто, в основном говорили о виртуальной, дополненной и альтернативной реальности) на новый уровень. Практически одновременно несколько компаний начали разработку очков, шлемов и прочих специализированных устройств, обеспечивающих доступ к виртуальной и дополненной реальности. Известными примерами таких разработок можно считать Google Glass и Oculus Rift (в качестве примера приведены лишь первые разработки в этом направлении, сейчас эти же устройства представлены в усовершенствованном виде). Разумеется, подобную продукцию выпускали и раньше (в том числе еще в 20 веке), но тогда она служила для менее глобальных целей, отношения к виртуальной реальности не имевших (например, первые модели таких очков предназначались для создания иллюзии 3D графики в первых 2D играх).

 

Более современные устройства создавались уже конкретно с целью переноса (проецирования) виртуальных образов в реальность или, наоборот, для полноценного погружения пользователей в небольшие виртуальные локации определенного назначения. Именно этот этап развития позволил говорить не просто о создании аватаров в компьютерных играх и социальных сетях, а о частичном совмещении реального и виртуальных миров (пусть и в ограниченных масштабах).

 

По мере развития этих технологий и популяризации технологии блокчейн (о связи блокчейн и метавселенной мы расскажем в отдельной статье) ведущие инженеры и программисты получили необходимые инструменты для создания метавселенных в современном их понимании. По мнению многих энтузиастов, идеальные метавселенные (те, которые разрабатываются сейчас) должны объединить физический и виртуальные миры на совершенно новом уровне – сделать возможность переноса любых объектов в виртуальность, создать двустороннюю экономику, а главное, обеспечить децентрализацию управления.

 

Естественно, в первое время о децентрализации управления речи не пойдет, так как самые первые метавселенные будут контролироваться (тайно или явно) создавшими их организациями. Однако со временем, возможно, будет разработана концепция общей метавселенной, доступной каждому человеку и не контролируемой конкретными людьми или организациями. Когда это произойдет и произойдет ли вообще – неизвестно. Но задумка присутствует, а значит, и попытки ее воплощения обязательно будут. Также популярна (и более реалистична) точка зрения о создании большого количества локальных метавселенных и их объединения специальными «мостами» (планируется быстрый переход между локациями с переносом любых цифровых объектов), но над полноценной реализацией такой технологии наверняка придется поработать немало времени. Хотя главное то, что присутствует четкая цель. А уж способы ее достижения наверняка найдутся.

 

В чем суть метавселенной

Какие компании работают над созданием метавселенных?

 

В настоящий момент над созданием отдельных метавселенных работают множество организаций – как известных, так и не очень. Самым известными представителями этого сообщества считаются компании Meta (Facebook), Epic Games и Microsoft. Большинство экспертов считают, что именно эти организации представят первые полноценные метавселенные, причем такое мнение имеет логическое обоснование. Во-первых, представленные компании давно занимаются разработкой вспомогательных решений для обеспечения полноценного функционирования метавселенных (причем некоторые отдельно взятые функции, которые впоследствии станут частью функционала метавселенных, уже доступны для тестирования). Во-вторых, они имеют достаточные финансовые возможности для спонсирования соответствующих проектов, а также репутацию организаций, умеющих воплощать имеющиеся задумки в наилучшем виде. Потому ожидания пользователей интернета в отношении метавселенных, прежде всего, связаны с этими компаниями. Кстати, в будущем мы планируем подготовить отдельные материалы по метавселенным этих брендов, где опишем особенности подхода и уже имеющиеся разработки представленных организаций.

 

Само собой, со временем к числу вышеупомянутых гигантов присоединятся и другие известные организации. Руководители корпораций понимают, что метавселенные – это не просто улучшение существующих способов коммуникаций, но и значительный шаг в сферах развития социализации населения и продвижения всевозможных продуктов (физических и цифровых). Безучастным (из списка крупных игроков, так или иначе заинтересованных в развитии этого направления) не останется никто. Поэтому присоединение других компаний к числу создателей метавселенных является лишь вопросом времени.

 

Также уже существуют отдельные платформы виртуальной реальности, предлагающие частичную реализацию некоторых популярных идей. Среди них такие проекты как Sandbox, Decentraland, Bloktopia. В этих проектах реализовано довольно много возможностей в плане взаимодействия пользователей, а также присутствует продуманная экономика. По сути, такие платформы можно считать прототипами метавселенных, а потому этим проектам мы посвятим отдельный материал, в рамках которого рассмотрим особенности их функционала и предоставляемые пользователям возможности.

 

На этом мы завершаем вступительную статью по тематике метавселенных, но в будущем вас ждет еще немало познавательных материалов – по истории, принципам функционирования, экономике и развитию метавселенных. Потому заходите в наш блог. Интересные тематические статьи (как минимум одну в неделю) мы вам обеспечим!

 

Похожие статьи: